Первый владелец Карп Макарович Гайрабетов

            О купце Карпе Макаровиче Гайрабетове (его другие имена – Гайрабетов Кирилл Маркарович, Хайрабетов Карл Макарович, Айрапетян Карапет Маркарян) известно, что он был городским главой Нахичевани, избирался мировым судьей, был почетным блюстителем нахичеванского приходского училища, почетным попечителем Николаевского детского приюта, он – купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, меценат, владел недвижимостью в Нахичевани, Ростове и в Таганроге. Его особняк в Таганроге на Петровской улице – там, где сейчас находится корпус факультета иностранных языков Таганрогского педагогического института им. Чехова по адресу ул. Петровская, 68, – объект культурного наследия федерального значения. Этот особняк в исторической части Таганрога был построен в 1861 году архитектором Михаилом Прокофьевичем Петровым, занимавшим пост первого городского архитектора Таганрога с 1867 по 1873 гг. Несмотря на то, что Карп Макарович Гайрабетов был приписан к нахичеванскому купечеству, он успешно торговал и в Таганроге, где также приобретал и строил дома. Этот купец участвовал в общественной жизни города Петра, не избегал благотворительности, за что получил потомственное почетное гражданство. И нельзя не сказать о том, что Гайрабетов как таганрогский домовладелец был в соседях с Чеховыми в 60-е годы 19-го века.
            Не удивительно поэтому, а для истории нашего учебного заведения знаменательно, что именно Гайрабетов был одним из основателей и совладельцем второго в истории Ростова театра (первый театр в Ростове, проработавший 20 лет, построил купец Александр Садомцев в 1838 году). Построенный в 1863 году на том месте, где сейчас на пересечении улиц Большая Садовая и Семашко (в прошлом – Никольский переулок) находится здание Городской Думы (ул. Б. Садовая, дом № 47), он был деревянным и освещался свечами. В нем же находился и цирк-шапито, в котором выступали бродячие труппы и зверинцы. Театр просуществовал 33 года, ни разу не испытав пожара.И всё-таки Гайрабетовский театр в театральной жизни Ростова известен как «первый» – именно здесь родилась первая ростовская труппа актеров и именно здесь великий уже в ту пору М.С. Щепкин имел впервые грандиозный провал, причем играя свои лучшие роли – Городничего из «Ревизора» и Фамусова из «Горя от ума».
            В этом году 23 июня исполнилось 155 лет со дня основания Гайрабетовского театра, многими считавшегося первым ростовским театром. В дальнейшем в Ростове были Асмоловский театр (1883 г.), построенный табачным фабрикантом Асмоловым на пересечении нынешних проспекта Буденного и улицы Пушкинской, и театр купчихи Машонкиной (1896 г.), на основе которого затем – в 1957 году – было построено здание для нынешнего цирка.
            Нельзя не упомянуть, что театр Асмолова долгое время считался одним из лучших провинциальных театров России. Здание театра было первое каменное и самое крупное – трёхэтажное, со зрительным залом в 1100 мест – театральное здание дореволюционного Ростова. Асмоловский театр с отличной акустикой и завидным репертуаром был ведущим в городе и, конечно, театр Гайрабетова не мог конкурировать с ним. Здесь, еще при жизни писателя, ставились чеховские пьесы, а премьера «Дяди Вани» в Ростове прошла двумя годами ранее мхатовской. В 1903 году здесь пел Шаляпин, в 1919 году – Александр Вертинский, оба с огромным успехом. Театр Асмолова, став театром им. Луначарского, сгорел в 1920 году. Но вошел в историю города как театр, с подачи которого родился знаменитый ростовский зритель, отказавшийся от оперетты в пользу драмы.

 

Второй владелец Марк Яковлевич Искидаров