Работа педагога-психолога

Резвый Андрей Владимирович

Должность: педагог-психолог 1-ой квалификационной категории

Образование: высшее

Повышение квалификации:
2014 год: Ростов-на-Дону, РГЭУ (РИНХ), «Навыки ведения профилактической работы, формы и методы своевременного выявления первичных признаков злоупотребления психоактивными веществами»

Общий стаж работы: 14 лет

Стаж работы по специальности: 14 лет

10 правил счастливого человека

  1. Здоровый сон – 90% хорошего настроения. Во время сна организм восстанавливает энергию, все органы, в том числе и мозг, отдыхают. Во время сна происходит «тонкая настройка» организма, во время которой происходит адаптация к изменившимся условиям среды, то есть организм сам добавляет себе недостающих для эффективного функционирования гормонов. Длительное нарушение режима сна и бодрствования приводит к депрессии.
  2. Сбалансированное питание – это источник сил и строительный материал для организма. Диеты или, наоборот, увлечение фастфудом и полуфабрикатами приводят к нарушениям эндокринной системы. Организм тратит внутренние ресурсы до того момента, пока они у него есть; как только они заканчиваются, человек начинает болеть физически, что сказывается на его эмоциональном состоянии.                                        Фастфуд, перенасыщенный вкусовыми раздражителями, стабилизаторами и усилителями вкуса, быстро вызывает привыкание, другая пища становится недостаточно вкусной, и удовольствие от употребления пищи постепенно замещается удовольствием от употребления фастфуда – еды, насыщенной не полезными витаминами и клетчаткой, а углеводами, которые быстро усваиваются, но также быстро и перерабатываются, не наполняя организм энергией. Постоянно изменяющийся уровень сахара в крови создает так называемые эмоциональные качели. Поел – хорошее настроение, а через 30–40 минут оно начинает падать, достигая абсолютного минимума. Нарушение питания приводит к сахарному диабету, нервной анорексии и булимии, бесплодию, увеличивает риск развития инфаркта и инсульта и т.д.
  1. Комбинирование отдыха и работы. Умение планировать и самоорганизовываться охраняет нервную систему от перенапряжения, так как неизвестность вызывает тревогу, нарастающая тревога, а переходит в панику. В это время мелкие сосуды организма испытывают сильнейшее давление, в том числе и сосуды головного мозга. Результатам длительного стресса могут стать частые головные боли, ощущение усталости изможденности, апатия. Так как энергии на то, чтобы справиться с подобными состояниями, организм тратит очень много. А если к этому прибавить отсутствие режима дня и питания, то становится понятно, что смена длительной прокрастинации судорожными попытками подтянуть хвосты по учебе – это шоковая терапия для организма, который не может подстроиться под резко изменяющиеся условия среды и вынужден на всякий случай копить энергию, которая выражается в наборе лишнего веса.
  2. Вода – источник жизни. Человек состоит из воды. Вода содержится в большинстве клеток организма, и без нее организм разрушается. С водой из организма выводятся токсины и продукты жизнедеятельности. Чем активнее темп жизни, тем больше воды надо пить. Чай, кофе и соки водой не являются. Увеличив употребление воды вдвое от своей обычной нормы, уже через три дня энергии станет гораздо больше. Важно помнить, что воду из-под крана необходимо отстаивать и кипятить, а лучше фильтровать. При недостатке воды могут образовываться камни, кристаллические отложения в различных органах.
  3. Чтение – универсальный тренажер. Чтение художественной литературы развивает эмоциональный интеллект, мотивы и поступки окружающих людей становятся более понятными, а если мы можем понять человека, нам легче его простить. Непонимание мотивов поведения другого человека вызывает агрессию, прощение защищает от агрессии. Кроме того, чтение – один из самых быстрых и дешевых способов узнавать новое. Умение поддержать беседу повышает самооценку. Отсутствие чтения, конечно, не приводит ни к каким заболеваниям, однако сильно ограничивает возможности к развитию.
  4. Двигательная активность улучшает настроение. Чем быстрее мы двигаемся, тем быстрее происходят обменные процессы. Физический труд, занятия спортом, двигательная активность, – все это приносит удовольствие, так называемое гормональное подкрепление, оставшееся от приматов и первых людей, 80% пищи у людей каменного века составляло собирательство, что требовало длительных переходов; предвкушение от поедания еды и есть эндорфиновое вознаграждение. Пешие прогулки, пробежки принесут удовольствие, отвлекут от негативных переживаний, избавят от избытка энергии, настроят на рабочий лад. Гиподинамия – причина многих заболеваний эндокринной системы, бесплодия, ментальных болезней.
  5. Отслеживание эмоций – экология общения. Отслеживание эмоций создает безопасную среду для общения с окружающими, позволяет нам лучше объяснять то, что мы чувствуем. «Я-высказывания» не могут никого обидеть, потому что начинаются с фразы: «Я чувствую… из-за того, что…». Важно отслеживать чувства еще и потому, что даже при наличии причин настроение не может оставаться плохим более 3 дней. То есть, если такое происходит, речь идет о функциональном нарушении, и необходимо обратиться к врачу. Иногда случается так, что самостоятельно отследить эмоции не удается и тогда вполне уместно спросить «соседа справа» о том, как он себя чувствует и не нужна ли ему помощь.
  6. Улыбка формирует настроение. И это – научный факт, даже если у вас плохое настроение и улыбаться нет поводов, «наденьте» на лицо улыбку и через короткое время, вы почувствуете, как настроение повышается. За мимику лица отвечает нервная система, посылая сигнал мышцам, если мы радуемся, грустим, плачем и т.д. Но есть и обратная связь: если мы улыбаемся, электрический импульс поступит в эпифиз, и эта железа начнет выделять гормон радости – серотонин. Человек с улыбкой всегда более привлекателен.
  7. Помощь окружающим повышает самооценку. Человек живет в социуме и влияет на него в равной степени так же, как и социум влияет на человека. Принимать благодарности от окружающих людей приятно, это создает хорошее настроение и формирует внутренний образ себя как хорошего человека. С возрастом внешняя благодарность перестает быть ведущим мотивом, а на первый план выходит внутреннее понимание социальной полезности. Жить в мире, где каждый готов прийти на помощь, очень приятно. Главное – спрашивать, нуждается ли тот, кому вы хотите помочь, в вашей помощи.
  8. Забота о себе повышает качество жизни. Все перечисленное выше относится к заботе о себе, но не только это. Важно и одеваться по сезону, и держать дистанцию с неприятными людьми. В общем, делать все, чтобы и тело, и мысли пребывали в состоянии комфорта, а если что-то не получается, можно обратиться за помощью к психологу.

Рекомендации педагогам по гигиене онлайн-общения

    Демократия — это конфликты. Но истинная демократия в том и заключается, что каждый, имея возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, предпочитает завершить их конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе — неумение или нежелание сторон конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны зачастую стремятся не к разрешению противоречий, а к усилению противодействия, нанесению противнику максимального ущерба.

  Конфликты оказывают заметное негативное воздействие на здоровье и результативность работы конфликтующих, значительно усложняют их взаимоотношения. Они также ухудшают совместную работу группы или преподавательского коллектива, отрицательно влияют на общее состояние социально-психологического климата.

  В процессе обучения у подростка формируются навыки разрешения противоречий, естественно возникающих в процессе межличностного взаимодействия.

   Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

      Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
  • из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
  • в связи с борьбой за лидерство — 7%;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
  • в связи с общественной работой — 6%;
  • у девочек — из-за парня — 5%.

    Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

    Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

      Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство — 30%;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
  • личная обида — 15%;
  • ложь и высокомерие — 12%;
  • соперничество между одноклассниками — 9%.

      В современном обществе процесс общения происходит не только в живую, но и онлайн. Ощущение абсолютной свободы и безопасности, анонимности в онлайн пространстве социальных сетей и групповых чатов в мессенджерах, отрицательно влияет на процесс общения. Опыт личного общения приобретается в течение жизни, корректируется родителями и учителями, ближайшим окружением, отступление от правил вежливости порицается родителями и обществом, всем с детства известны правила: «При встрече, надо здороваться. Прощаясь, говорить: «До свидания!». Наступая на ногу, говорить: «Извините!»». Но мало кто слышал, чтобы родители и общество обучали онлайн общению. Онлайн конфликты вполне реально переносятся в реальную жизнь, причем негативные эмоции, накопленные за то время, пока «недоговорившая» сторона ждала встречи, вполне реально может вылиться не только в словесную перепалку, но и в выяснение отношений физически. Кибер буллинг часто перерастает в реальный.

    Из чего складывается формирование гигиены общения в сети:

  1. Ознакомление студентов с общепринятыми правилами общения онлайн.
  2. Анализ умения общаться, поддерживать беседу в реальном мире. Оказание помощи в развитии этих навыков у студентов. Ожидать делового стиля общения в электронной переписке при отсутствии умения устно общаться, бессмысленно.
  3. Включенность преподавателя (классного руководителя) в онлайн жизнь студентов, инициирование преподавателем дискуссий в онлайн пространстве, продолжение этой дискуссии в реальной жизни. Использование результатов на классных часах, посвященных культуре общения.
  4. Формирование групп студентов нуждающихся в повышении коммуникативных навыков и проведение тренинговых занятий.
  5. Проведение деловых игр направленных на повышение культуры онлайн-общения.

    Используя данные правила, можно избежать серьёзных конфликтов, усилить свой авторитет среди студентов, показав наличие умений в разных сферах жизни.

  1. Всё, чему мы хотим научить своих детей, мы должны показывать своим примером. Тяжело требовать то, чего не умеешь сам.

  2. Правильный режим дня – это залог хорошего настроения и хорошей учебы.

  3. Подросток обязательно должен быть включен в планирование семейного бюджета.

  4. Важно помнить: последовательность и терпение приносят самые лучшие плоды.

  5. Важно радоваться успехам своего ребенка и поддерживать во время неудач. Ссора с друзьями или двойка по предмету – не повод для нотаций, а время помочь разобраться в причинах произошедшего, сделать выводы.

  6. Плохое настроение более трех дней подряд может быть результатом переутомления или следствием трудной ситуации. Важно проявить внимание к этому состоянию, поинтересоваться у подростка о происходящем, а иногда помочь построить причинно-следственную связь между происходящим и негативными переживаниями. Если у подростка плохое настроение без причины более трех дней при нормальном режиме дня и питания, для прояснения причин такого состояния необходимо обратиться за помощью к специалистам, психологу и неврологу.

  7. Любые воспитательные трудности можно обсудить с классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, психологом колледжа или обратиться областной, городской, районный центр психолого-педагогической и медицинской (медико-социальной) помощи, телефоны которых можно найти в интернете.

  8. Если у вас возникают подозрения на счет злоупотребления ПАВ или алкоголем, это повод для беседы с подростком и обращения к психологу, который поможет построить стратегию поведения. Чем дольше семья скрывает проблему или пытается ее не замечать, тем тяжелей последствия как для злоупотребляющего подростка, так и для всей семьи.

  9. Подростковый возраст – это переход из детства во взрослую жизнь. Подросток тренируется охранять свое личное пространство, отстаивать свою позицию, конфликтовать, а удобнее всего это делать в безопасной среде, а самая безопасная среда – это его семья.

  10. Важно помнить, что любовь к ребенку – это, в первую очередь, доверие и свобода выбора.

Приказ о проведении социально психологического тестирования

График проведения первичной психологической диагностики студентов            1 курса

Театральное творчество 6 сентября
Этнохудожественное творчество 10 сентября
ОКДД 13 сентября
Звукооператорское мастерство 17 сентября
Хореографическое творчество 20 – 24 сентября
Все те, кто не успел 27 сентября – 1 октября

С результатами тестирования ознакомиться можно на консультации с 8 октября (запись в течение дня).

Педагог- психолог  Резвый Андрей Владимирович