Колледж сегодня

Рекомендации преподавателям

Рекомендации педагогам по гигиене онлайн-общения

    Демократия — это конфликты. Но истинная демократия в том и заключается, что каждый, имея возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, предпочитает завершить их конструктивно, гуманными, цивилизованными способами. Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе — неумение или нежелание сторон конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны зачастую стремятся не к разрешению противоречий, а к усилению противодействия, нанесению противнику максимального ущерба.

  Конфликты оказывают заметное негативное воздействие на здоровье и результативность работы конфликтующих, значительно усложняют их взаимоотношения. Они также ухудшают совместную работу группы или преподавательского коллектива, отрицательно влияют на общее состояние социально-психологического климата.

  В процессе обучения у подростка формируются навыки разрешения противоречий, естественно возникающих в процессе межличностного взаимодействия.

   Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

      Конфликты «ученик — ученик» возникают в таких ситуациях:

  • из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов — 11%;
  • из-за отсутствия взаимопонимания — 7%;
  • в связи с борьбой за лидерство — 7%;
  • из-за противопоставления личности ученика коллективу — 7%;
  • в связи с общественной работой — 6%;
  • у девочек — из-за парня — 5%.

    Считают, что конфликтов у учеников не было — 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников.

    Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

      Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство — 30%;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей — 27%;
  • личная обида — 15%;
  • ложь и высокомерие — 12%;
  • соперничество между одноклассниками — 9%.

      В современном обществе процесс общения происходит не только в живую, но и онлайн. Ощущение абсолютной свободы и безопасности, анонимности в онлайн пространстве социальных сетей и групповых чатов в мессенджерах, отрицательно влияет на процесс общения. Опыт личного общения приобретается в течение жизни, корректируется родителями и учителями, ближайшим окружением, отступление от правил вежливости порицается родителями и обществом, всем с детства известны правила: «При встрече, надо здороваться. Прощаясь, говорить: «До свидания!». Наступая на ногу, говорить: «Извините!»». Но мало кто слышал, чтобы родители и общество обучали онлайн общению. Онлайн конфликты вполне реально переносятся в реальную жизнь, причем негативные эмоции, накопленные за то время, пока «недоговорившая» сторона ждала встречи, вполне реально может вылиться не только в словесную перепалку, но и в выяснение отношений физически. Кибер буллинг часто перерастает в реальный.

    Из чего складывается формирование гигиены общения в сети:

  1. Ознакомление студентов с общепринятыми правилами общения онлайн.
  2. Анализ умения общаться, поддерживать беседу в реальном мире. Оказание помощи в развитии этих навыков у студентов. Ожидать делового стиля общения в электронной переписке при отсутствии умения устно общаться, бессмысленно.
  3. Включенность преподавателя (классного руководителя) в онлайн жизнь студентов, инициирование преподавателем дискуссий в онлайн пространстве, продолжение этой дискуссии в реальной жизни. Использование результатов на классных часах, посвященных культуре общения.
  4. Формирование групп студентов нуждающихся в повышении коммуникативных навыков и проведение тренинговых занятий.
  5. Проведение деловых игр направленных на повышение культуры онлайн-общения.

    Используя данные правила, можно избежать серьёзных конфликтов, усилить свой авторитет среди студентов, показав наличие умений в разных сферах жизни.

 

 

 

Яндекс.Метрика